Каждый прыжок содержит в себе два упражнения. 1-е упражнение - управление парашютом и работа на точность приземления. 2-е упражнение - действия в свободном падении.
Свободное падение парашютиста разделяется на три этапа:
» отделение от летательного аппарата (для разного воздушного судна оно будет разным);
» свободное падение до раскрытия парашюта с выполнением задания инструктора;
» принятие правильного положения тела для раскрытия парашюта и его раскрытие.
Отделение от самолета Ан-2 производится так:
- правая нога ставится в правый нижний угол двери самолета, правой рукой нужно взяться за обрез двери на уровне пояса. По команде "Пошел" перенести вес тела на правую ногу, оттолкнуться правой ногой и выпрыгнуть из самолета с разворотом тела на 90° вправо так, чтобы после отделения смотреть по направлению движению самолета. При этом тело прогнуть в пояснице, ноги слегка раздвинуть, носки вытянуть вниз, колени чуть-чуть согнуть. Прямые руки вытянуть вниз под углом 45° от тела. После отделения нужно сохранять прогиб и смотреть на самолет:
После того, как на парашютиста перестанет воздействовать поток, нагнетаемый винтом самолета, и он начнет опускаться вниз на голову, нужно вынести руки вперед и согнуть в локтевых суставах так, чтобы рука от плеча до локтя составляла угол 90° по отношению к телу, а от локтя до кисти - параллельно телу. Ноги согнуть в коленях так, чтобы между частью ноги от бедра до колена и частью от колена до ступни образовался угол 90°, и раздвинуть ноги в стороны сколько возможно.
В таком положении парашютист падает до заданного времени раскрытия парашюта или выполняет задание инструктора. Перед раскрытием необходимо принять позу, при которой будет обеспечен нормальный обдув спины, и вытяжные парашюты попадут в поток, незатененный телом парашютиста. Для этого ноги вытягиваются, как при отделении, руки подносятся к телу. Парашют открываем так: взглядом находим кольцо, левой рукой беремся за кольцо и выдергиваем его. Правая рука движется синхронно с левой рукой. При этом сохраняем прогиб в спине. После выдергивания кольца руки возвращаем в исходное положение.
Основная масса тела парашютиста сосредоточена в его туловище. Руки и ноги исполняют роль стабилизаторов, а при размещении под каким-то углом к потоку могут задавать движение парашютиста в пространстве. Если представить себе падающий с высоты к земле металлический шар, то его движение будет равномерно и равноускоренно:
Первые 20 секунд он будет набирать свою максимальную скорость, при которой сопротивление набегающего потока уравновесится площадью этого шара, и увеличение скорости прекратится. Скорость тела в свободном падении зависит от его площади, массы и плотности воздуха (средняя скорость падения парашютиста около 50м в секунду). Шар равномерно обтекаем потоком воздуха.
Если на шаре с одной стороны закрепить штырь, то набегающий поток окажет на него давление и штырь расположится в задней части шара по отношению к набегающему потоку:
Если к шару прикрепить еще один штырь с противоположной стороны, то набегающий поток поставит шар в такое положение, при котором сопротивление будет минимально:
Если к шару присоединить 4 штыря, то шар примет такое положение:
Примерно те же силы действуют на тело парашютиста в свободном падении:
Теперь представим себе воланчик от бадминтона:
В нижней его части закреплен груз. В верхней части находятся перья. Как бы мы не бросали воланчик - он всегда летит грузом вперед, а перья стабилизируют его движение и находятся сзади. Примерно, то же самое происходит с телом парашютистом в свободном падении. Прогнутое в пояснице тело является центром массы, а раскинутые в стороны руки и ноги стабилизируют падение:
Очень важна симметричность расположения рук и ног относительно тела. Если руки будут вынесены в поток больше чем ноги, то на них будет оказываться больше давления и тело парашютиста примет такое положение:
Если убрать из потока руки и максимально вытянуть ноги, то парашютист примет такое положение:
Если руки или ноги расположить под углом к потоку, то создается вращательный момент (поток отражается в одну сторону, тело вращается в другую):
Существуют разные стили падения, например, вниз головой или вниз ногами:
Чтобы сделать переднее сальто нужно убрать руки из потока и сделать кувырок вперед:
Существуют разные программы подготовки парашютистов, но цель их одна - научить человека управлять своим телом в свободном падении.
При классическом методе парашютист прыгает самостоятельно, постепенно увеличивая время свободного падения по заданию инструктора.
В программе АФФ предусмотрено непосредственное участие вначале двух, а затем одного инструктора в обучении студента во время прыжка после длительной наземной подготовки:
Точность приземления.
1. Расчет прыжка.
Высота, на которой парашютист должен находится под раскрытым куполом - 700м (Н).
Скорость снижения под куполом парашюта - 5м/с (Vс).
Расчет ведется для нейтрального купола, не имеющего собственной скорости (Д-5).
Время снижения (tс) = H/Vc, т.е. 700/5=140сек.
На какое расстояние снесет парашютиста от точки на поверхности земли, над которой он раскроется, зависит от силы ветра. Если скорость ветра(Vв) = 0, то парашютист приземлится в том месте, над которым он раскрыл парашют. При силе ветра, равной 5м/с, за время снижения, равное 140сек., парашютиста снесет на 140х5=700м.
Самолет заходит для выброски парашютистов против ветра и пролетает над точкой приземления:
Зная скорость самолета на выброске (39м/с=140км/ч) можно рассчитать, через какое время после пролета точки приземления нужно выпрыгнуть из самолета, чтобы парашют после раскрытия снесло ветром в эту точку. При силе ветра 5м/с парашютист должен открыть парашют на удалении от точки приземления равном 700м. Нужно учитывать, что, выпрыгивая из самолета, парашютист по инерции пролетает по горизонту около 100м, после чего начинает падать вертикально вниз, т.е. выпрыгнуть из самолета нужно за 700-100=600м. Самолет пролетает расстояние 600м за время, равное 600/(39м/с-5м/с)=17,6сек (от скорости самолета отнимается скорость ветра, так как самолет летит против ветра). Значит нужно отделяться от самолета через примерно 17,6 сек после пролета точки приземления.
Необходимо правильно визировать точку приземления, учитывая, что самолет может лететь с креном:
2. Управление парашютом Д-1-5У.
Основные термины: створ - линия, проходящая через центр точки приземления параллельно направлению ветра; траверз - линия, проходящая через центр точки приземления перпендикулярно направлению ветра; снос - смещение парашюта относительно земли; большой снос - скорость купола направлена по скорости ветра; малый снос - скорость купола направлена против скорости ветра.
Парашют Д-1-5У имеет собственную скорость по горизонту, равную 2,5 м/с и разворачивается на 360° за 18сек.
После раскрытия парашюта и убедившись, что он работает нормально, парашютист должен определить свое положение в пространстве, найти аэродром и точку приземления. Определить снос, посмотрев на землю через край запасного парашюта. При хорошей выброске и одинаковом направлении ветра по высотам, парашютист должен смещаться по створу в направлении точки приземления. Поставив парашют нейтрально к ветру, т.е. боком, определить возможное место приземления. Если оно находится за заданной точкой (переход) - нужно поставить парашют на малый снос и находится в таком положении 10-20сек. Затем поставить парашют боком к ветру, развернувшись в другую сторону, т.е. если в первый раз разворачивались через правое плечо, следующий раз разворачиваемся через левое плечо, т.к. в то время когда мы стояли боком к ветру, купол выходил из створа.
Если возможное место приземления находится перед заданной точкой (недоход) - поставить купол на большой снос и находиться в таком положении 10-20сек., затем сделать еще одну проверку, поставив купол боком к ветру. Так работать до высоты 100м, удерживая купол на траектории, ведущей в точку приземления. На высоте 100м принять решение о приземлении на большом или малом сносе. Если точка приземления находится в центре песчаного круга - можно продолжить обработку цели на большом сносе. Если точка приземления задана на грунте аэродрома - на высоте 100м развернуться против ветра и приготовиться к приземлению. Изготовка к приземлению на большом и малом сносе одинаковая. Нужно плотно сжать ноги, слегка согнуть их в коленях, стопы держать параллельно земле, ноги напряжены. После касания ногами земли упасть на бок или сделать перекат. Встать на ноги. Собрать парашют в сумку и вернуться на старт.
Если после открытия парашюта парашютист обнаружил, что он находится не в створе - нужно развернуть парашют, поставив его боком к ветру и войти в створ. Войдя в створ действовать, так как было рассмотрено ранее.
Если парашютист обнаружил, что из-за изменившихся погодных условий он не попадает в заданную точку приземления, он должен определить место возможного приземления, подобрать безопасное место и двигаться туда. В случае резкого усиления ветра во избежание выноса за пределы аэродрома стать на малый снос и применить метод глубокого скольжения, т.е. вытянуть 2-3 передние стропы на 2-3 метра.
3. Управление парашютом УТ-15.
Работа на точность приземления с парашютом УТ-15 аналогична работе с Д-1-5У.
Отличие в том, что УТ-15 имеет собственную горизонтальную скорость 5 м/с и разворачивается на 360° за 4,5 сек, или на 180° за 2сек. При разворотах парашют изменяет направление движения быстрее, чем парашютист, т.е. парашютист по инерции пролетает по прежней траектории и затем с запаздыванием делает разворот. Тело парашютиста в момент разворота находится почти горизонтально к поверхности земли. Приземление в таком положении опасно. Поэтому развороты более 90° на высоте ниже 100м запрещены.
4. Управление парашютом "Крыло".
С парашютами "Крыло" как правило, прыгают группой из нескольких человек в один заход. При этом в первых заходах прыгают скоростные купола, а в следующих заходах - менее скоростные. Крайними прыгают "Тандемы" (они раскрываются выше других). Распределение по заходам осуществляет инструктор.
Если прыгают 5 человек в один заход, то первый отделяется под хвост и раскрывается на высоте 900м. Второй парашютист отделяется под углом 90 влево по направлению движения самолета и раскрывает парашют также на высоте 900м. Третий парашютист после отделения разворачивается на 90 вправо и открывает парашют на высоте 1000м. Четвертый и пятый парашютисты открывают парашюты на высоте выброски (под хвостом). Интервал отделения парашютистов от летательного аппарата около 5 секунд.
После раскрытия парашюта первый парашютист осмотрев купол, скручивается до высоты 400м (т.е. теряет высоту, для чего затягивает одну стропу управления или подтягивает один передний свободный конец). Второй парашютист снижается до высоты 550м. Третий - до высоты 700м. Четвертый - до 850м. Пятый - 1000м. При этом интервал между парашютистами обеспечивает им возможность не мешать друг другу обработать цель на приземлении. Распределяя очередность отделения парашютистов в одном заходе необходимо учитывать вес парашютиста и загрузку купола, чтобы более тяжелые парашютисты или прыгающие с более загруженными куполами прыгали первыми, а более легкие - крайними (загрузка купола зависит от отношения массы парашютиста к площади купола и от износа парашюта).
Обработка цели начинается с высоты 400м. На высоте 400м нужно стать против ветра (малый снос) и поверить скорость купола относительно земли. Проверка осуществляется до высоты 300м. При полностью отпущенных стропах управления купол движется вперед со скоростью 10м/с. При полностью вытянутых стропах управления горизонтальная скорость равна нулю. Купол начинает парашютировать, т.е. снижаться вертикально вниз. Скорость снижения при этом около 5 м/с.
Время, которое купол парашютирует, для разных парашютов разное и зависит от площади купола и от износа ткани. Самое большое парашютирование - на "Студентах", самое маленькое - на старых По-16. Если удерживать стропы управления в таком положении долго - купол переходит в режим свала. Это происходит из-за того, что мы полностью затормозили парашют, и нет встречного потока воздуха, который создает давление в оболочке купола. При этом верхняя и нижняя оболочки складываются, и парашютист оказывается под куском ткани площадью около 25 кв.м. Скорость снижения в этом случае оказывается равной примерно 10-15 м/с, а это опасно для здоровья.
Когда мы держим стропы управления на уровне плеч (средний режим) - скорость купола составляет примерно 5-6 м/с.
Итак, проверив скорость купола относительно земли, делаем первый разворот влево на 90° и выходим из створа на 50-100м. Затем делаем еще один разворот на 90° и проходим параллельно створу до траверза. Выполняем еще один разворот на 90° влево. Сейчас наш купол находится боком к ветру. Скорость его направлена под 90° к створу. В таком положении парашют нейтрален для ветра (скорость его направлена перпендикулярно направлению ветра), и мы можем определить силу ветра по нашему смещению относительно земли. Все развороты выполняются в среднем режиме, при этом левая рука притормаживает купол, а правая добавляет немного скорости.
Если ветер очень слабый - выполняем четвертый разворот и ставим купол на высоте 100м и на удалении 100м от цели против ветра. Высота 100м - базовая точка для обработки цели.
Если сила ветра около 2-3 м/с - заходим с удаления примерно 50м от цели и высоты 100м.
При силе ветра около 6 м/с заходим с удалением 0м т.е. находимся на высоте 100м над целью.
При силе ветра более 6 м/с нужно находиться перед целью на базовой высоте, с учетом того, что в процессе снижения купол будет смещаться назад.
Дальнейшая обработка цели выполняется мелкими движениями рук, чтобы избежать раскачивания купола и потери визирования глиссады. Необходимо удерживать купол строго против ветра и выбрать глиссаду, снижение по которой приведет нас к цели.
Точная обработка цели с правильной постановкой ноги изучается отдельно.
Меры безопасности при прыжках на точность приземления с парашютом "Крыло".
Меры безопасности включают в себя как общие при прыжках с парашютом "Крыло", так и специальные.
Общие меры безопасности:
» осмотр купола после раскрытия парашюта;
» осмотр окружающего пространства;
» осмотрительность в процессе снижения;
» запрещены развороты более 90 на высоте ниже 100м, за исключением экстренных случаев.
Специальные меры безопасности:
» в процессе снижения вся группа должна находиться в одном районе, чтобы в случае попадания на восходящий или нисходящий поток скорость снижения была одинаковой, и не было опасных сближений на базовой высоте при обработке цели;
» нельзя находиться на малой высоте на траектории снижающегося перед Вами купола во избежание попадания в спутную струю и складывания купола. Если Вы оказались на базовой высоте рядом с другим парашютистом, то тот парашютист, чей парашют снижается быстрее, обрабатывает цель первым, а второй парашютист снижается параллельным курсом. После приземления первого он поворачивает купол в сторону цели и обрабатывает ее. Если цель остается закрытой - приземляется в стороне, обеспечив безопасность;
» помнить, что при обработке цели купол работает с повышенной вертикальной скоростью и приземление вне матов может быть болезненным;
» нужно знать, где на Вашем куполе начинается режим свала и при приземлении следить за положением рук, дабы избежать попадания в этот режим на малой высоте;
нельзя управлять куполом резкими движениями на малой высоте, чтобы не вызвать раскачивание и приземление в неудобном положении.
для скоростных парашютов место приземления отводится отдельно от остальных.
Действия в особых случаях.
1.При выполнении прыжков с парашютом Д-1-5У существует два вида отказов - полный и частичный.
Полный отказ - это когда не происходит раскрытие ранца парашюта или не сходит чехол с купола.
Частичный отказ - парашют раскрылся, но в нем есть неисправности, такие как перехлест купола одной или несколькими стропами, порыв купола или строп.
При полном отказе, когда парашют не раскрывается вообще нужно убедиться, что это не затенение. Затенение - это когда вытяжной парашют закрыт от набегающего потока Вашим телом. Для этого принимаем такое положение, при котором обеспечивается нормальный обдув спины и вытяжного парашюта, т.е. прижимаем руки к туловищу и становимся в положение пикирования. Если парашют не раскрывается - открываем запасной.
При не сходе чехла сразу раскрываем запасной парашют.
При перехлесте находим стропы, перехлестнувшие купол и пытаемся их стянуть. Если это не получается - отрезаем их стропорезом. При отрезании подряд до 5-ти строп скорость снижения парашюта остается безопасной для приземления. В случае глубокого перехлеста (более 5-ти строп) нужно сразу открыть запасной парашют.
При порыве купола или строп открываем запасной парашют.
При неправильном монтаже вытяжной веревки или неправильном отделении возможно зависание за самолетом.
Зависание на вытяжной веревке легче устранить, т.к. парашютист находится на расстоянии 1-2 метра от двери самолета. В том случае выпускающий попытается втянуть Вас обратно в самолет. Парашютист должен поддерживать зрительную связь с выпускающим. Если втянуть в самолет не получится - веревка будет отрезана и парашютист должен будет открыть основной парашют кольцом, а в случае неисправности основного парашюта открывает запасной.
Если парашютист зацепился за элемент конструкции самолета частью парашюта и при этом парашют вышел из ранца и вытянулся во всю длину, тогда парашютисту нужно установить зрительную связь с выпускающим и наблюдать за его командами. Выпускающий постарается втянуть Вас обратно в самолет, для чего спустит веревку с крючком и стропорезом на конце. Крючок нужно закрепить за подвесную систему на груди. Если втянуть не получится - будет дана команда отрезать стропорезом то, что удерживает Вас за самолетом, после чего нужно открыть запасной парашют.
2. Парашюты типа "Крыло".
Отказы парашютов "Крыло" также разделяются на полные и частичные.
К полному отказу относится не раскрытие ранца, невозможность найти вытяжной парашют или кольцо.
К частичным отказам относится обрыв строп, порыв купола, не сход камеры с купола, не сход слайдера.
В случае полного отказа, когда парашютист выбросил вытяжной парашют, но раскрытия не происходит, нужно ударить локтями по ранцу парашюта. Если после этого парашют не раскрылся нужно отцепить подушкой отцепки основной парашют и выбросить подушку, затем выдернуть кольцо запасного парашюта и руку с кольцом прижать к телу. Отцепка основного парашюта обязательна, т.к. во время открытия запасного парашюта основной может выйти из ранца и начать наполняться, что может привести к спутыванию парашютов.
При частичном отказе необходимо оценить, можно ли безопасно приземлиться на основном парашюте. Если порвалась стропа первого ряда (ряд строп вдоль передней кромки купола) нужно проверить управляемость и устойчивость парашюта. При обрыве одной стропы первого ряда купол скорее всего будет работать нормально, при обрыве двух и более строп придется отцепляться. Чаще всего рвутся стропы первого и четвертого рядов, т.к. испытывают наибольшее трение кольцами слайдера. Наиболее опасен обрыв строп первого ряда. При обрыве строп других рядов это практически не сказывается на работе купола. В любом случае нужно проверить управляемость и устойчивость парашюта во всех режимах.
При обрыве одной или двух строп управления парашютом можно управлять при помощи задних лямок.
В случае порыва купола нужно оценить устойчивость и управляемость парашюта, а также убедиться в том, что скорость снижения не увеличилась и позволяет безопасно приземлиться. Если парашют неустойчив или вертикальная скорость большая - отцепить основной парашют и ввести в действие запасной.
Помнить, что оценка работоспособности парашюта и действия по устранению отказа производятся до высоты 600м.
Если до высоты 600м устранить отказ не удалось - необходимо отцепить основной парашют, выбросить подушку отцепки, убедиться, что свободные концы отсоединились и после этого открыть запасной парашют. При не отцеплении свободных концов нужно взяться за них и продернуть. Если это не помогло - отрезать не отцепившийся свободный конец стропорезом.
При отказе парашюта на высоте 300м и ниже нужно сразу открыть запасной парашют, не отцепляя основной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий