Горный катамаран,своими руками.



Для водных походов или просто не больших прогулок катамаран имеет ряд преимуществ перед байдаркой, лодкой или яхтой. Это высокая надежность, большая остойчивость при удовлетворительной маневренности, повышенная проходимость порожистых участков, малая масса, комфортность, а также удобство при посадке и высадке.



 В итоге преимущества окупают известные недостатки катамарана — повышенную парусность корпуса с экипажем и малую скорость при движении на веслах.
  При раскрое оболочки поплавка ее длина была увеличена с трех до четырех метров (рис. 1). Нужна прочноя синтетическоя ткань , можно  использовал то, что окажется под рукой пр. «серебрянку». С учетом припусков на швы (40 мм на сторону) вырезать по теоретическим обводам для каждой оболочки по два полотнища и сшить их на обычной швейной машинке внахлест прочными капроновыми нитками.
 Камеры для поплавков изготовил из медицинской клеенки по тем же теоретическим обводам, увеличив все размеры на 5%. Полотнища не сшивать, а надежно склеить «Моментом» внахлест. Швы изнутри проклеить полосками прорезиненной ткани, а снаружи покрыть камеры двумя слоями резинового клея и припудрить тальком. Примерно посредине оболочки, сверху, сделать проем (рис. 2) со шнуровкой, усиленный боутами — проклеенными и прошитыми накладками из прорезиненной ткани.' Через этот проем и просунуть слегка надутую камеру.
 Затем затянуть шнуровку, а камеру накачать воздухом до нормы. Клапан, через который камера наполняется воздухом (рис. 3), полностью повторяет конструкцию надувного катамарана В. Поповича. Он собран из дюралюминиевого корпуса с восемью отверстиями, мембраны с резиновой прокладкой, стальной пружины, завальцован-ной по низу корпуса заглушки и герметической крышки. Корпус клапана фиксируется на камере двумя шайбами, смазанными резиновым клеем, и туго затянутой гайкой. Насос для поплавков (рис. 4) тоже самодельный.
 Он состоит из фанерных крышки и дна, к которым с помощью сосновых реек, клея «Момент» и шурупов прикреплен мешок — цилиндрическая камера из медицинской клеенки. К дну насоса шурупами приторочен ремень, имеющий два назначения: для упаковки насоса и удержания его (ногами) в рабочем положении. В крышке насоса имеются входное отверстие с клапаном и выходной патрубок. Последний соединен с клапаном поплавка шлангом — отрезком велосипедной камеры. Чтобы наполнить мешок воздухом, надо стать ногами на концы ремня, взять в руки крышку насоса и потянуть ее кверху. При этом большие пальцы рук нажимают на болты, то есть держат клапан открытым. Когда мешок наполнится, болты следует отпустить (закрыть клапан) и надавить на крышку насоса — воздух с шумом устремится в поплавок.
 Минута-другая — и он накачан. На поплавки устанавливается мост (рис. 5) — разборная конструкция из дюралюминиевых труб, соединяющая поплавки. Каждая поперечная балка моста изготовлена из двух дюралюминиевых труб диаметром 38x1,5 мм и длиной 1 м, соединенных муфтами — отрезками дюралюминиевой трубы диаметром 35x2 мм и длиной 300 мм. Один конец каждой муфты посажен на эпоксидный клей.
 К поперечным балкам снизу крепится центральная балка, состоящая из трех дюралюминиевых труб: носовой (диаметром 30x1 мм и длиной 900 мм), средней (диаметром 32x1 мм и длиной 800 мм) и кормовой (диаметром 30x1 мм и длиной 800 мм). Между собой трубы центральной и поперечных балок стягиваются самодельными винтами-«барашками» и хомутами, выгнутыми из листового дюралюминия толщиной 2 мм. Гайками служат также самодельные дюралюминиевые втулки с резьбой М8, головки которых расклепаны в отверстиях хомутов. Все стрингеры вырезаны из дюралюминиевых труб и имеют одинаковую длину (1 м), но разные диаметры: носовые и кормовые — 30x1 мм, средние — 32x1 мм.
 К поперечным балкам стрингеры, имеющие вклепанные дюралюминиевые гайки М8, крепятся длинными винтами-«барашками». К кормовой трубе центральной балки узкой лентой стеклоткани на эпоксидном клее примотан упор. Он предназначен для удержания перекладины моторной тележки при установке ее на катамаран. Упор выгнут из полоски нержавеющей стали длиной 114, шириной 15 и толщиной 3 мм. На мост надевается палуба (рис. 6) — большое прямоугольное полотнище прочной и плотной синтетической ткани, лучше — прорезиненной.
 Передний и задний края полотнища подвернуты, проклеены и прострочены капроновыми нитками так, что образуют карманы для носовой и кормовой поперечных балок. Карманы имеют сквозные отверстия под винты-«барашки», прорезанные по месту и усиленные с обеих сторон боутами — проклеенными и прошитыми кольцевыми накладками из прорезиненной ткани. Такими же боутами окантованы отверстия под остальные винты-«барашки» (кроме четырех боковых) и под поплавковые клапаны.
 Боковые края полотнища усилены двойными проклеенными и прошитыми накладками из прорезиненной ткани. Сверху к ним пришиты 18 скоб для натяжения палубы на стрингерах. Скобы выгнуты из полосок дюралюминия толщиной 3 мм и пришиты к полотнищу толстой медной проволокой. Чтобы проволока со временем не перетерлась, отверстия в скобах раззенко-ваны, а острые края закруглены напильником. Палуба в натянутом состоянии представляет собой обширную площадку, достаточную для размещения на ней всей  семьи .
 Несмотря на свои габариты, поплавки, мост и палуба в упакованном (транспортном) состоянии укладываются в довольно ограниченные объемы: мост умещается в матерчатом чехле размером 1150x150x150 мм с чемоданной ручкой, а поплавки, палуба и насос — на тележке, сродни той, с какой пожилые люди ходят по магазинам. Кроме того, на тележке разме- щается еще и двигатель катамарана — лодочный мотор «Салют». Тележка (рис. 8) — самодельная , поскольку служит не только для перевозки частей катамарана, но и для крепления двигателя. Она изготовлена из стальных хромированных труб диаметром 16x1,5 и 10x1 мм.
 Вместо грузовой площадки у нее — мощный транец, к которому своими струбцинами крепится двигатель в рабочем положении. Транец представляет собой пакет из фанерного вкладыша и алюминиевой окантовки, соединенных пятью заклепками. Одним концом транец надевается на ось колес, другим крепится к нижнему изгибу рамы (болтом М6). Часть окантовки выходит за габариты вкладыша и образует ложемент, в который укладывается ручка тележки при расфиксировании и повороте ее вокруг оси перекладины.
 Делается это при подготовке тележки к установке на катамаран. Кроме того, тележка имеет отбойник для ограждения двигателя от водяных струй при движении катамарана. Изготовлен он из прорезиненной ткани. Верхний край его отогнут, образуя карман для перекладины тележки, проклеен и прострочен нитками, но не до конца: в двух местах оставлены проемы для грузовых ремней. В нижний край отбойника вклеена дюралюминиевая вставка с крючками. В рабочем положении, когда тележка размещена на мосту катамарана и ее ручка повернута и покоится в ложементе, отбойник натянут между перекладиной и ручкой и зацеплен за последнюю крючками.
 В транспортном положении, когда тележка доверху нагружена, отбойник расцеплен и покоится на ремнях, служа ложем для груза. Ремни (их три) изготовлены из прорезиненной ткани и прошиты капроновыми нитками. При сборке тележки один остается на ручке, два других пропускаются сквозь проемы отбойника, а затем вместе с ним верхними концами надеваются на перекладину, а нижними — на ось колес. Итак, катамаран отвечает заданным требованиям: он конструктивно прост, легок (его без труда переносит один человек), компактен (занимает мало места в квартире и в автомобиле), быстро собирается и разбирается.
 Последовательность сборки следующая. Сначала накачиваются поплавки. Затем собирается мост: соединяются все его элементы, кроме носовой и кормовой поперечных балок, и мост накрывается палубой. Протаскиваются сквозь карманы поперечные балки, привинчиваются «барашками» сначала к стрингерам, а затем к центральной балке. Теперь палуба слегка натянута.
 Скобы цепляются за стрингеры, и палуба окончательно натягивается так, чтобы она напоминала батуд. Мост к поплавкам притягивается шестью широкими лентами-бандажами (рис. 7), концы которых пропущены через щели самодельных алюминиевых держателей. Бандажи выкроены из того же материала, что и оболочки поплавков. Затем освобождаются фиксаторы на тележке, она складывается, вставляется перекладиной в упор на центральной балке, и ее зажимы надеваются на поперечную трубу кормы.
 Гайки зажимов затягиваются, и тележка надежно крепится к мосту. Все, надувной моторный катамаран собран, можно относить его на берег. Уже на воде на место ставится двигатель и к нему присоединяется пятилитровый бензобак, спаянный из листовой латуни.
Надувной моторный катамаран
Рис-1. Выкрока камеры поплавка.
Рис. 2. Проем в оболочке поплавка: 1 — оболочка, 2 — шнуровка, 3 — бoyт, 4 -- клапан.
Рис. 3. Клапан: 1 — корпус, 2 — крышка, 3 — мембрана с резиновой прокладкой, 4 — пружина, 5 — заглушка, 6 — камера поплавка, 7 — гайка, 8 — прокладка из резинового и дюралюминиевого дисков, 9 — шайбы.
Рис. 4. Насос: 1 — крышка, 2 — мешок, 3 — дно, 4 — ремень, 5 — клапан, 6 — рейка верхней окантовки, 7 — шуруп, 8 — кольцо поролоновое, 9 — болт М6, 10,12,14,15 — шайбы, 11 — пружина, 13,16 — гайки Мб, 17 — отверстие входное, 18 и 19 — мембрана клапана в закрытом и открытом положении, 20 — патрубок выходной.

Рис. 5. Мост надувного моторного катамарана: 1, 2, 3 — стрингеры кормовой, средний и носовой (4 комплекта), 4, 5, 6 — трубы центральной балки (кормовая, средняя и носовая), 7 — балки поперечные, 8 — хомут (4 шт.), 9 — муфта (4 шт.), 10 — винт-«барашек» муфты (8 шт.), 11 — гайка-втулка муфты (8 шт.), 12 — винт-«барашек» стрингера (16 шт.), 13 — гайка-втулка стрингера (16 шт.), 14 — упор для перекладины тележки.

Рис. 6. Палуба: 1 — карманы для поперечной балки, 2 — вырезы для хомутов, 3 — отверстие под клапан поплавка (2 шт.), 4 — отверстия под винты-«барашки» стрингеров (16 шт.), 5 — натяжная скоба (18 шт.), 6 — двойная накладка (2 шт.), 7 — боуты, 8 — швы (капроновые нитки), 9 — шов (медная проволока).

Рис. 7. Крепление моста одним из шести бандажей: 1 — поплавок, 2 — стрингеры, 3 — держатель, 4 — бандаж.


Р и с. 8. Тележка: 1 — ручка, 2 — перекладина, 3 — рама, 4 — колесо, 5 — ось колеса, 6 — транец, 7 — стержень стяжной, 8 — фиксатор, 9 — пружина, 10 — головка фиксатора, 11 — зажим, 12 —трубка защитная (резина), 13 — заклепки диаметром 5 мм (5 шт.), 14,19 —болты Мб, 15 — защелка, 16 —ложемент, 17 —вкладыш, 18 — окантовка, 20 — отбойник, 21 — карман для перекладины тележки, 22 — вставка с крючками, 23 — проем для грузового ремня, 24 — грузовые ремни (3 шт.), 25 — швы проема.

Комментариев нет:

Отправить комментарий